То, что можно совместить историю об искусстве и пиве в одном тексте, мне бы ни за что не представилось возможным до поездки в Данию. Об искусстве, линиях, цвете и форме, художниках, выставках, я могу писать бесконечно, а вот написать о пиве или об истории пивного концерна, будучи равнодушной к напитку, нелегко. Однако, посещая родину пива с известным всему миру именем, усыновившую детей даже в России — завод Балтика, как можно не посетить музей Карлсберг в Копенгагене? По окончании экскурсии, после двух бокалов пенистого и пахучего напитка в «Доме пива Якобсен» (благо, это входило в стоимость билета, 80 DK), можно начать размышлять и об основателях пивоварни. Но причем же здесь искусство? Заметит внимательный читатель. Дело в том, что один из музеев изобразительного искусства в столице датского королевства основали пивные короли Якоб и Карл Якобсены. Он так и называется — «Новая Глиптотека Карлсберг». Почему новая, и что произошло со старой? Теперь обо всем об этом порядку.
«…поддерживать пивоварение в Дании на высоком и достойном уровне»
Первым пивоваром в семье Якобсенов был Кристен. Простой фермер с одного из датских островов устроился на королевскую пивоварню разнорабочим и дослужился до директора. Якоб, его сын, не обладая специальным образованием, решил, тем не менее, основать свою собственную пивоварню, уделяя внимание новым технологиям в производстве. Первое пиво Карлсберг появилось в Дании в 1847 году. И время, и продукт, и устремления Якоба Якобсена в развитии предприятия, оказались золотыми. Прибыль была колоссальной, и уже в 1868 году первый барель пива был отправлен за границу, в Шотландию.
Якоб Кристиан Якобсен (J. С. Jacobsen, 02.09.1811 — 30.04.1887 г.г.)
Портрет написан датским художников Августом Йерндорфом/ August Jerndorff, 1886.
Якоб такое огромное внимание уделял качеству продукции, что основал исследовательскую химико-физиологичскую лабораторию в компании Карлсберг, которую щедро финансировал. Здесь было сделано несколько открытий, которые оказались революционными на тот момент не только в пивоварении, но также в химии и микробиологии. Будучи филантропом, Якоб разослал рецепт чистой культуры дрожжей низкого брожения всем известным пивоварам бесплатно, несмотря на протесты ученого Эмиля Хансена, работавшего над ней шесть лет. В музее Карлсберг можно найти множество девизов Якоба, которыми он руководствовался, умело расширяя и совершенствуя производство. «Что было открыто в лаборатории Карлсберг, принадлежит всему миру», — сказал он в ответ на требования построить завод по производству дрожжей на продажу. Через год после этого открытия, в 1883 году Карлсберг посетил Луи Пастер, — основоположник микробиологии и имуннологии.
Новый и старый Карлсберг. Отцы и дети.
Якоб Якобсен был страстным собирателем искусства и филантропом. На его деньги был отреставрирован сгоревший королевский замок Фредериксборг/ Frederiksborgmuseet, по его инициативе в нем был основан музей, а вслед за этим, Фонд Карлсберг. Примерно в то же время начался его конфликт с сыном Карлом, который учился пивному делу в заграничных университетах. Дело дошло до того, что Карл отделился от отца и был построен второй завод, «Новый Карсберг». Предприятие Якоба переименовалось из-за этого в «Старый Карлсберг». Отец и сын примирились только за год до смерти Якоба. Примем к сведению, что все-таки название компании и продукта происходит от имени сына Якоба, Карла. В конце концов, предприятия объединились, а в 1897 году Карл основал музей искусств «Новая Карлсберг Глиптотека», в фонд которой входит сейчас богатейшая коллекция египетской, греческой, римской, датской скульптуры Якоба Якобсона, а также обширное собрание работ французских импрессионистов, которыми увлекался его внук, Хельге Якобсон. Здесь есть работы Дега, Мане, Писсаро, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, собрание живописи Поля Гогена не менее, чем из 35 работ, и самая большая за пределами Франции коллекция скульптур Родена. Великолепное здание, построенное по заказу Карла в конце 19 века, украшает центр Копенгагена. Оно расширялось и расстраивалось несколько раз, сохраняя, конечно же, традиции. В центре Глиптотеки расположен чудесный летний сад, фонтан, в правом крыле находится отличный ресторанчик и книжный бутик.
Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга.
Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга. Frederiksborgmuseet.
Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга.
Новая Глиптотека Карлсберга в Копенгагене.
Новая Глиптотека Карлсберга
Зимний сад в Новой Глиптотеке Карлсберга
Дом пива Якобсен
Таким образом, музей Карлсберг на самом деле не существует. Есть «Новая Глиптотека Карлсберг», не перепутайте, если интересуетесь пивом, а не искусством. А на месте бывшего обширного производства «Старый и Новый Карлсберг», находится «Дом пива Якобсена». Это музей, в котором представлена история компании за более чем сто пятьдесят лет существования. Здесь можно увидеть орудия производства, старую рекламу, этикетки и бутылки, представляющие всю историю упаковки и продвижения товара. Внимательно изучив десятки тысяч бутылок, можно найти и знакомые этикетки отечественного датского пива Карлсберг и Туборг. Тут есть конюшня и небольшая пивоварня, которая производит пиво для бара и посетителей музея. Приготовьтесь к тому, что пиво можно будет выпить на месте, зато на любой вкус, однако с собой взять ни одной бутылки не получится.
Особенно примечательна архитектура Нового Карлсберга. Прогулка вокруг предприятия доставит немалое удовольствие от созерцания множества причудливых башенок и скульптур. Главным чудом являются спроектированные в 1901 году архитектором Далрупа ворота с башней, которую держат четыре огромных, сделанных из гранита слона. Карл заказал высечь на них свое имя и жены Оттиллы, инициалы своих детей, а на попонах слонов свастику. Кроме того, на воротах красуется девиз «Трудиться ради своей Отчизны». Более полувека назад отбушевала вторая мировая война, во время которой Карлсберг отказался от свастики на пивных этикетках, а слоны все стоят, умиротворенно возвышаясь над мельтешащими людьми.
Карл и Оттилла Якобсен — над воротами с башней, которые ведут в Новый Карлсберг, где находится сейчас музей "Дом пива Якобсена".
Но и это еще не вся история. Знаменитую Русалочку, туристическую достопримечательность Копенгагена, тоже заказали для города пивные короли Якобсены. С 1913 года скульптура, моделью для которой стала жена скульптора Эдварда Эриксена, из-за того, что балерина Эллен Прайс, в которую влюбился Карл, отказалась позировать ему, украшает набережную. Копенгагенцы и гости датской столицы празднуют ее день рождения, и вот так совпадение, мой тоже, могу и документик предъявить, 23 августа! Но был такой случай в 2010 году, когда праздника не было. Впервые за сто лет, Русалочка покинула Балтийское море. Ее увезли в Шанхай, представлять там Датский павильон на всемирной выставке World Expo. Вернулась Русалочка домой в Копенгаген только к концу того же года. Зато теперь можно приезжать, у нас все дома. А коллекции искусств растут как на дрожжах.
© Хелена Томассон, 2010-2014.