Искусство на пивных дрожжах

2

То, что можно совместить историю об искусстве и пиве в одном тексте, мне бы ни за что не представилось возможным до поездки в Данию. Об искусстве, линиях, цвете и форме, художниках, выставках, я могу писать бесконечно, а вот написать о пиве или об истории пивного концерна, будучи равнодушной к напитку, нелегко. Однако, посещая родину пива с известным всему миру именем, усыновившую детей даже в России — завод Балтика, как можно не посетить музей Карлсберг в Копенгагене? По окончании экскурсии, после двух бокалов пенистого и пахучего напитка в «Доме пива Якобсен» (благо, это входило в стоимость билета, 80 DK), можно начать размышлять и об основателях пивоварни. Но причем же здесь искусство? Заметит внимательный читатель. Дело в том, что один из музеев изобразительного искусства в столице датского королевства основали пивные короли Якоб и Карл Якобсены. Он так и называется — «Новая Глиптотека Карлсберг». Почему новая, и что произошло со старой? Теперь обо всем об этом порядку.

«…поддерживать пивоварение в Дании на высоком и достойном уровне»

Первым пивоваром в семье Якобсенов был Кристен. Простой фермер с одного из датских островов устроился на королевскую пивоварню разнорабочим и дослужился до директора. Якоб, его сын, не обладая специальным образованием, решил, тем не менее, основать свою собственную пивоварню, уделяя внимание новым технологиям в производстве. Первое пиво Карлсберг появилось в Дании в 1847 году. И время, и продукт, и устремления Якоба Якобсена в развитии предприятия, оказались золотыми. Прибыль была колоссальной, и уже в 1868 году первый барель пива был отправлен за границу, в Шотландию.

Якоб Кристиан Якобсен (J. С. Jacobsen, 02.09.1811 — 30.04.1887 г.г.)

Портрет написан датским художников Августом Йерндорфом/ August Jerndorff, 1886.

Якоб такое огромное внимание уделял качеству продукции, что основал исследовательскую химико-физиологичскую лабораторию в компании Карлсберг, которую щедро финансировал. Здесь было сделано несколько открытий, которые оказались революционными на тот момент не только в пивоварении, но также в химии и микробиологии. Будучи филантропом, Якоб разослал рецепт чистой культуры дрожжей низкого брожения всем известным пивоварам бесплатно, несмотря на протесты ученого Эмиля Хансена, работавшего над ней шесть лет. В музее Карлсберг можно найти множество девизов Якоба, которыми он руководствовался, умело расширяя и совершенствуя производство. «Что было открыто в лаборатории Карлсберг, принадлежит всему миру», — сказал он в ответ на требования построить завод по производству дрожжей на продажу. Через год после этого открытия, в 1883 году Карлсберг посетил Луи Пастер, — основоположник микробиологии и имуннологии.

Новый и старый Карлсберг. Отцы и дети.

Якоб Якобсен был страстным собирателем искусства и филантропом. На его деньги был отреставрирован сгоревший королевский замок Фредериксборг/ Frederiksborgmuseet, по его инициативе в нем был основан музей, а вслед за этим, Фонд Карлсберг. Примерно в то же время начался его конфликт с сыном Карлом, который учился пивному делу в заграничных университетах. Дело дошло до того, что Карл отделился от отца и был построен второй завод, «Новый Карсберг». Предприятие Якоба переименовалось из-за этого в «Старый Карлсберг». Отец и сын примирились только за год до смерти Якоба. Примем к сведению, что все-таки название компании и продукта происходит от имени сына Якоба, Карла. В конце концов, предприятия объединились, а в 1897 году Карл основал музей искусств «Новая Карлсберг Глиптотека», в фонд которой входит сейчас богатейшая коллекция египетской, греческой, римской, датской скульптуры Якоба Якобсона, а также обширное собрание работ французских импрессионистов, которыми увлекался его внук, Хельге Якобсон. Здесь есть работы Дега, Мане, Писсаро, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, собрание живописи Поля Гогена не менее, чем из 35 работ, и самая большая за пределами Франции коллекция скульптур Родена. Великолепное здание, построенное по заказу Карла в конце 19 века, украшает центр Копенгагена. Оно расширялось и расстраивалось несколько раз, сохраняя, конечно же, традиции. В центре Глиптотеки расположен чудесный летний сад, фонтан, в правом крыле находится отличный ресторанчик и книжный бутик.

Искусство на пивных дрожжах

Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга.

Искусство на пивных дрожжах

Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга. Frederiksborgmuseet.

Искусство на пивных дрожжах

Королевский замок Фредериксборг, восстановленный при поддержке фонда Карлсберга.


Искусство на пивных дрожжах

Новая Глиптотека Карлсберга в Копенгагене.

Искусство на пивных дрожжах

Новая Глиптотека Карлсберга

Искусство на пивных дрожжах

Зимний сад в Новой Глиптотеке Карлсберга

Дом пива Якобсен

Таким образом, музей Карлсберг на самом деле не существует. Есть «Новая Глиптотека Карлсберг», не перепутайте, если интересуетесь пивом, а не искусством. А на месте бывшего обширного производства «Старый и Новый Карлсберг», находится «Дом пива Якобсена». Это музей, в котором представлена история компании за более чем сто пятьдесят лет существования. Здесь можно увидеть орудия производства, старую рекламу, этикетки и бутылки, представляющие всю историю упаковки и продвижения товара. Внимательно изучив десятки тысяч бутылок, можно найти и знакомые этикетки отечественного датского пива Карлсберг и Туборг. Тут есть конюшня и небольшая пивоварня, которая производит пиво для бара и посетителей музея. Приготовьтесь к тому, что пиво можно будет выпить на месте, зато на любой вкус, однако с собой взять ни одной бутылки не получится.

Особенно примечательна архитектура Нового Карлсберга. Прогулка вокруг предприятия доставит немалое удовольствие от созерцания множества причудливых башенок и скульптур. Главным чудом являются спроектированные в 1901 году архитектором Далрупа ворота с башней, которую держат четыре огромных, сделанных из гранита слона. Карл заказал высечь на них свое имя и жены Оттиллы, инициалы своих детей, а на попонах слонов свастику. Кроме того, на воротах красуется девиз «Трудиться ради своей Отчизны». Более полувека назад отбушевала вторая мировая война, во время которой Карлсберг отказался от свастики на пивных этикетках, а слоны все стоят, умиротворенно возвышаясь над мельтешащими людьми.

Искусство на пивных дрожжах

Карл и Оттилла Якобсен — над воротами с башней, которые ведут в Новый Карлсберг, где находится сейчас музей "Дом пива Якобсена".

Но и это еще не вся история. Знаменитую Русалочку, туристическую достопримечательность Копенгагена, тоже заказали для города пивные короли Якобсены. С 1913 года скульптура, моделью для которой стала жена скульптора Эдварда Эриксена, из-за того, что балерина Эллен Прайс, в которую влюбился Карл, отказалась позировать ему, украшает набережную. Копенгагенцы и гости датской столицы празднуют ее день рождения, и вот так совпадение, мой тоже, могу и документик предъявить, 23 августа! Но был такой случай в 2010 году, когда праздника не было. Впервые за сто лет, Русалочка покинула Балтийское море. Ее увезли в Шанхай, представлять там Датский павильон на всемирной выставке World Expo. Вернулась Русалочка домой в Копенгаген только к концу того же года. Зато теперь можно приезжать, у нас все дома. А коллекции искусств растут как на дрожжах.

© Хелена Томассон, 2010-2014.

Искусство на пивных дрожжах

 

Комментарии
[ 0,04985 ] / [ 66 ] / [ 0,02278 ]